Судьба моего дедушки в судьбе России..

  Меня зовут Романова Катя. Мне 7 лет и я хожу в школу.  Я уже давно знаю, что наша страна - лучшая в мире. Она самая богатая и самая сильная.
 Еще мне известно, что  историю страны, ее честь и славу создают люди, которые жили, живут и будут жить в ней. Именно они обогащают своим жизненным и трудовым опытом все последующие поколения.
  Каждому человеку необходимо знать, что только через историю своей семьи можно лучше осознать историю своего Отечества.
  В нашей семье достойным примером для подражания  является мой дедушка, Романов Виктор Михайлович. Всю свою жизнь он честно жил, самоотверженно  трудился на благо своей Родины и заслужил глубокое уважение людей.


  

  Мой дедушка  родился 23 сентября 1953 года.  С момента окончания войны прошло всего  8 лет.  Страна, оправившись от разрухи и голода, уверенными темпами двигалась вперед.  Окрыленные победой люди свято верили, что жизнь с каждым годом будет становиться все лучше и лучше. 
 Они трудились на благо своей Родины, не покладая рук, а их подрастающие дети зорко вглядывались в этот большой, радостный и таинственный мир  пытливыми глазами.
   Родители дедушки были людьми умными и трудолюбивыми. Его отец, Романов Михаил Дмитриевич, имел медицинское образование и работал фельдшером. Это была одна из самых уважаемых профессий в поселке Чаглинка (Казахстан), где они в то время жили.
  Дедушка очень гордился своим отцом, а иногда даже мог наблюдать как тот  ловко делал уколы, производил перевязки и  зашивал раны.
 Участковая больница, где отец работал, была единственной на всю округу. Люди обращались к нему днем и ночью со своими жалобами, и он  оказывал им своевременную помощь.
 Надо сказать, что несмотря на плотный график своей работы, отец не только находил время почитать медицинскую литературу, чтобы повысить свой профессиональный уровень,  но и находил время для семьи, в которой росли двое сыновей.

  Желание стать врачом и помогать людям перешло моему дедушке от его отца вместе с огромной библиотекой книг по медицине, которую он ему оставил.
  Мать дедушки, Романова Мария Ивановна, работала учителем младших классов.


  В те времена эта профессия была, пожалуй, самой почитаемой. Односельчане при встрече с уважением кланялись ей, а  дедушка гордо шел со своей матерью, неся в руках ее тяжелую, туго набитую сумку с ученическими тетрадями.
 Надо сказать, что мальчишки того времени мало чем отличались от сегодняшних ребят, задиристых и озорных, но то, что они постоянно играли в войну – это точно!

 Они бегали  по улицам и  дворам с палками, заменявшими им ружья и, притаившись  в кустах, выслеживая «фрицев».
На уроках, тайком от учителя учились рисовать звезды и фашистские знаки.
  Война еще была свежа в памяти людей.  Но самым главным  для детей была учеба в школе. В то далекое время руководители страны делали все возможное, чтобы у детей было не только  счастливое детство, но и все возможности для их максимального развития.
  Для обучения и воспитания детей строились новые школы, а для их культурного и физического совершенства  возводились специальные здания, которые назывались дворцами пионеров и школьников.
  Здесь работало много различных кружков, где дети могли учиться петь, танцевать, рисовать, заниматься спортом и многому другому.
  И все это было совершенно бесплатно!



  Дедушка хорошо учился,  но самыми любимыми его предметами были химия, физика и биология.

  Свои знания он «черпал» не только на уроке. Он очень любил читать книги и журналы, а его самыми любимыми журналами  были «Знание сила» и «Вокруг света», которые он прочитывал «от корки до корки».

  Одноклассники, деревенские дети, которые никогда не выезжали за пределы своей местности, широко открыв рот, слушали его удивительные истории про дальние страны и про замечательных  людей и зверей, населяющих их.
  К тому же, они очень уважали моего дедушку и считали его самым умным человеком в классе.

  Особое предпочтение дедушка  отдавал химии. Он очень любил этот предмет, а в 9 классе даже самостоятельно  изучил весь учебник химии за 10 класс!
  Больше всего ему нравились лабораторные занятия, на которых он успешно  выполнял  различные химические эксперименты по взаимопревращению веществ.  Его удивительная способность запросто изготовить взрывчатку,  вызывала восторг  мальчишек и бурное негодование учителей.
 Дедушку  так и называли – «главный химик школы». 
 Это его увлечение химией, а так же биологией  находит свое продолжение. В 1970 году он поступает в медицинский институт в городе Целинограде, чтобы получить профессию врача,  на выбор которой значительное влияние оказал его отец, замечательный поселковый фельдшер.
 В это время страна набирала свои темпы.  Она становились мировым лидером  в космосе, ядерной энергетике, образовании.
Учеба в институте открывала дополнительные возможности для развития  способностей, общения с друзьями и претворения в жизнь своей самой заветной мечты.

  Учиться в институте было необычайно сложно,  но дедушка упорно овладевал новыми предметами.   К тому же, он прекрасно разбирался в биологии, химии и физике и был чрезвычайно трудолюбивым студентом.
  В то время студенты создавали специальные строительные отряды и летом, в свободное от учебы время, отправлялись туда, где были нужны рабочие руки. Дедушка был в их рядах.
  В каких только стройках он не участвовал: строил колхозные фермы для скота, жилые дома и даже плотину в степи.
  Работа в стройотряде помогла дедушке овладеть многими строительными навыками, которые потом пригодились ему в жизни.
К тому же деньги, которые он зарабатывал, очень кстати приходились ему во время учебы.
  Дедушкина мама с гордостью заявляла, что сын никогда не просил у них денег и зарабатывал их сам!
  После 4-х лет успешного обучения в Целиноградском институте, в 1974 году, дедушка поступил на военно-медицинский факультет Томского медицинского института.
 В те годы политика государства была направлена на то, чтобы сформировать в обществе уважительное отношение к человеку в погонах, который являлся гарантом мира, спокойствия и уверенности всех людей в завтрашнем дне.
 Профессия военного врача почиталась особенно, она давала возможность тому, кто ее выбирал не только спасать человеческие жизни, но и защищать свою Отчизну.
  Мой дедушка выбрал именно этот путь.
  И вот наступает момент, когда в торжественной обстановке он произносит слова военной присяги, которая является священной клятвой гражданина, который в этот момент становится полноправным защитником своей Родины!
  Теперь моему дедушке предстояло не только овладевать знаниями, но и привыкать к «тяготам и лишениям военной службы».
  Сюда входило казарменное положение, со всеми выходящими от него последствиями, а это: ранний подъем, обязательная утренняя зарядка, хождение строем, соблюдение формы одежды и суточные наряды.
  К тому же, кроме обязательных предметов по медицине, нужно было в теории и на практике проходить военную подготовку.



  Незаметно пролетело время.  Остались позади курсантские будни  с их  напряженным военным уставом и праздники, которые случались хотя и не часто, но позволяли будущему офицеру отдохнуть в кругу друзей, сходить в кино, театр и встретиться с любимой девушкой.


  В 1976 году дедушка успешно закончил учебу и получил профессию военного врача. Наступило время отдавать свой долг Родине.
  В звании лейтенанта, его направляют в Отдельную опытную десантно - штурмовую бригаду в город Кутаиси (Грузия) и назначают младшим врачом бригадного медицинского пункта.

  Его основная  задача – не только следить  за состоянием здоровья военнослужащих и проводить повседневную работу по профилактике и максимально раннему выявлению заболеваний у солдат, но и осуществлять строгий контроль по качеству воды и пищи.
  Вместе с тем, принимать важные решения, совершать грамотные действия при вспышках ОРВИ, кишечных и другие инфекций, дедушке помогали его природный ум и знания, которые он получал на всех стадиях своего обучения в  медицинских вузах.
  Кроме того, нужно было подниматься по сигналу «тревога» и уезжать с войсками на учения, стрельбища
и т.д.         
  Таким образом,  за свою короткую службу в качестве младшего врача бригадного медицинского пункта, мой дедушка объездил все Закавказье.
  К примеру, одно из таких учений предполагало выезд в горный учебный центр по подготовке военнослужащих к боевым действиям в горной местности.
  Здесь, помимо оказания первой врачебной помощи солдатам, дедушка проходил вместе с ними все этапы подготовки, куда входило: переправа через каньон, спускание с отвесной скалы, прохождение по горным маршрутам разной сложности.
  В результате, за год службы в армии, «новоиспеченный» лейтенант медицинской службы ничем не отличался от офицеров, которые прослужили уже солидный срок.
     К тому же, по "бригаде" прошел слух, что доктор женился и стал семейным человеком.

  Теперь у дедушки была семья, которую в армии называли по-военному  «тылом»,  а крепкий и надежный тыл – залог успешной службы офицера.
  В 1978 году дедушку переводят в Центральную группу войск  в качестве врача бактериолога санитарно-эпидемического взвода в город  Зволен (Чехословакия).


  В санитарно-эпидемическом взводе   было  три врача-специалиста,  бактериолог, токсиколог и радиолог,  но на них возлагались очень важные задачи по обеспечению здоровья всего личного состава дивизии.
 От их, с виду незаметной работы, зависела боеспособность целого соединения.

  В те времена все офицеры мечтали служить за границей.  Судя по тому,   что советские люди не могли свободно ездить в другие страны, здесь представлялся удобный случай посмотреть мир.
  К тому же, присутствовала материальная заинтересованность военнослужащих, которые получали денежное довольствие и в советских рублях, и в местной валюте.
  Надо отметить, что группы войск,  дислоцированные за границей, находились под пристальным вниманием военного руководства страны и отличались своей дисциплиной и организацией.

  Через три года, дедушку повышают по службе и переводят в  санитарно-эпидемиологический отряд,  в отдел по особо опасным инфекциям.
  Он вместе со своей семьей  переезжает в маленький чешский городок Луштенице,  что находится в 40 км от Праги.
В это время у них с бабушкой  уже подрастает  маленький сын, мой будущий папа.

   В  лаборатории  санитарно-эпидемиологического  отряда  дедушка, на должности врача-бактериолога,  вместе с другими специалистами проводит различные исследования на возбудителей природно-очаговых инфекций (чума, сибирская язва, холера и др.), которые  называются  особо опасными за их быстрое распространение,  тяжелое течение  и высокую смертность.
  Эта ответственная и  интересная  работа, требовала от него не только умения сосредоточиться на поставленной задаче и достаточного опыта, но и специальных  знаний. 
 В 1982 году дедушка поступает в Военно-медицинскую академию им. Кирова в Ленинграде.
 Это ведущее высшее военно-медицинское учебное заведение страны и отбирали в него для дальнейшего обучения самых лучших офицеров.
 Факультет руководящего медицинского состава, на котором предстояло учиться дедушке, осуществлял подготовку специалистов с высшей военной подготовкой, которые могли бы грамотно руководить военно-медицинскими учреждениями армии.
 Группа, в которой он учился,  занималась по учебной программе подготовки врачей по специальности врач – бактериолог (вирусолог).

  Учебный план занятий в академии был расписан по часам. Учитывая то, что все офицеры были семейными людьми, времени на личную жизнь оставалось совсем мало.

  На практических занятиях  слушателям академии предоставлялась самая  современная аппаратура, что позволяло поднимать профессиональную подготовку военных врачей на самый высокий уровень.

  Помимо лекций и практических занятий, офицеры не редко проходили стажировку в войсках. Одна из них предполагала поездку дедушки, в составе своей учебной группы, в Афганистан, где в то время шла война.

  В Афганистане приходилось, в зависимости от поставленных руководством задач, совершать опасные передвижения по стране  самолетом, вертолетом или просто на броне.
 Это была последняя командировка дедушки, в качестве слушателя академии. Впереди предстояли выпускные экзамены с последующим присвоением  майорского звания и распределение для дальнейшего прохождения службы «на самый  край земли», в Дальневосточный  военный  округ.

  Дедушка получил  предписание отбыть к дальнейшему  месту службы в окружной  санитарно - эпидемиологический  отряд города Хабаровска на должность начальника отдела по особо опасным инфекциям.
  Его семья, которая за годы учебы в Ленинграде увеличилась в численном составе, отправилась вместе с ним.

  Начальник отдела особо опасных инфекций – должность солидная, но в армии как в армии приходилось выполнять и свою,  и чужую работу.
 Помимо того, что дедушка руководил большой лабораторией,  он часто отправлялся в командировки, посещая  гарнизоны, многие из которых находились в самых глухих и отдаленных местах военного округа.
 Там он контролировал  работу медицинских учреждений по профилактике и диагностике таких тяжелых заболеваний как клещевой  энцефалит, геморрагическая лихорадка, холера и др.
 Выезжая на полигоны, он вместе с другими специалистами занимался обследованием объектов, которые представляли собой потенциальную возможность заражения опасной   инфекцией военнослужащих.

  В чрезвычайных ситуациях, когда речь шла о массовом заражении людей, дедушка лично выезжал в пострадавший район .
Так, однажды, он смог предотвратить гибель многих людей из местного гарнизона в городе Бикин.
 Получив информацию о смерти трех человек, он со своим помощником был доставлен вертолетом к месту, где эти события произошли.
 В течение суток он оперативно разобрался в ситуации, определив  источник заражения, носителем которого оказалась корова.
Тридцать  человек, которые пили молоко этой коровы, были заражены очень опасной инфекцией, клещевым энцефалитом,  последствия от которой непредсказуемы.
 В срочном порядке, было доставлено 30 доз противоэнцефалитного  гамма-глобулина, который дедушка  лично ввел каждому больному.
 Проведенные лабораторные исследования  подтвердили точность поставленного диагноза.

  Летом 1987 года в России был зарегистрирован первый случай ВИЧ-инфекции, при заражении которой организм  человека утрачивает способность противостоять микробам и убивать возникающие опухолевые клетки.
 Эта опасная болезнь получила название СПИД. По всей стране начали создаваться лаборатории по ее диагностике.
Такая лаборатория, первая в Вооруженных силах, была открыта в Окружном военном госпитале Хабаровска,  и дедушке было предложено ее возглавить.
 Он с энтузиазмом взялся за новое для него дело. Надо было снова учиться, работать и, буквально, все создавать с нуля.
 Со временем  появились и другие подобные военные заведения, но лаборатория, у истоков которой  стоял мой дедушка, еще долгое время  оставалась самой лучшей во всей армии. 
 К тому времени дедушке уже было  присвоено очередное воинское звание – подполковник,   а в череде дел и смене событий,  в его семье, совсем незаметно, подросли дети.

  В скором времени дедушкиной семье предстоял длинный, но  на этот раз, самый последний переезд к его новому месту службы, в приморский  город Новороссийск. Шел 1996 год.

  Гарнизонный военный госпиталь Новороссийска, где дедушка занял должность начальника лаборатории, был завершающим звеном в череде всех его назначений.
 Он посвятил службе в Армии 25 лет, с честью и достоинством выполняя  свой воинский долг.
 А я, его внучка, теперь знаю  про дедушку  все: как он рос, как учился и как  трудился, каким умным и авторитетным был врачом и ответственным офицером.
 Я очень люблю своего дедушку,  потому что с ним никогда не бывает скучно.  Он знает очень много увлекательных историй и умеет придумывать  интересные  игры  и  развлечения.
 Его радуют мои успехи и огорчают неудачи.

  Я  горжусь своим дедушкой и хочу всегда быть такой же умной и веселой как он!